В России как говорится “шёл дождь”, и NOVIK никто не ждал. Практически все надо было начинать сначала (я имею ввиду маркетинг). В конце 1996 года, я начинаю активно показывать продавцам в России весь ассортимент продукции NOVIK. При этом замечаю, как все изменилось на музыкальном рынке. Весь мой предыдущий (почти 20 лет на тот момент) опыт продаж на Родине уже не работает.
Поэтому NOVIK впервые участвует на Московской музыкальной выставке 1997 года на стенде МИКС АРТ.
На всех последующих российских выставках NOVIK участвует самостоятельно, вместе со старинным другом и коллегой Ильёй Мордовиным и его компанией PRO MXM. Довольно быстро приходит понимание того, что производство гитарных ламповых систем в больших количествах проведёт компанию NOVK к разорению. Однако большие маркетинговые усилия (приходиться учиться на ходу уже в преклонном возрасте) не проходят даром, и находится нестандартный выход, позволяющий спасти фирму.
Классный гитарный ламповый оконечник 2х60 W RMS превращается в обычный линейный усилитель мощности NOVIK 602, c заявленной максимальной мощностью 2х150 Ватт. Этот коммерческий трюк позволяет вывести 602 на другой сегмент рынка.
Разрабатываются компактные лёгкие колонки 1х12 плюс 1 твиттер Motorolla, и появляется первый мобильный комплект для озвучивания NOVIK . Совершенно неожиданно история повторяется, и я, как почти двадцать лет назад для себя лично, для спасения фирмы НОВИК ухожу на принципиально другой рынок профессиональной техники для озвучивания помещений, выбирая при этом наиболее экономичный сегмент. Дефолт 1998 года оказывается, как нельзя кстати. Все российские производители, и NOVIK в том числе, получают очередную экономическую фору. Новик к 2000 году уже имеет целую линейку усилителей мощности, самым мощным в которой является Е12 - 2х480 Ватт, и большой ассортимент акустических систем.
Совершенно неожиданно история повторяется, и я (как почти двадцать лет назад для себя лично) для спасения фирмы NOVIK, ухожу на принципиально другой рынок профессиональной техники для озвучивания помещений, выбирая при этом наиболее экономичный сегмент. В этом также участвует Виталий Ененко (фирма EWM), уже крупный производитель динамиков в России (и не только для McCouley), потому что именно его динамики я устанавливаю во всю акустику для РА систем, которую НОВИК в последствии выпускает.
Чуть-чуть не по теме, но это важно!
Я уже почти сорок лет знаком с Виталием, и нас жизнь то сводила очень близко, то разводила очень далеко, как сейчас, по разные стороны земного шара. Как очень неординарный человек и талантливый предприниматель, Ененко первый в России создал по-настоящему крупное успешное предприятие EWM по производству динамиков, колонок и другого оборудования. В отличие от NOVIK, который я всегда старался поддерживать небольшим по составу людей и максимально эффективным, и гибким, Виталий пошёл своим путём, и смог производить до 1000 колонок в месяц, а это уже серьёзно! Мы часто спорили и иногда дело доходило просто до смешного.
Пытаясь сделать альтернативу моей 150 ватной колонке К1512 он запустил свою знаменитую 152 колонку за 100$, которая на мой взгляд была просто убыточная и выбивала НОВИК из рынка по этой позиции. Как впоследствии оказалась, что это получился гениальный рекламный ход компании EWM на фоне кажущейся экономической неэффективности, позволивший занять большую долю рынка с минимальными затратами на рекламу + дефолт 1998 года оказывается, как нельзя кстати.
Все российские производители, и NOVIK в том числе, получают очередную экономическую фору. Отпускная цена в 200$ за полностью ламповый оконечник 2х60 Ватт оказалось вполне рентабельной. Но это если его производить серийно с минимальными накладными расходами! Его аналог Mаршал 9200 стоил в то время существенно больше 1000$. Но фокус был в том, что гитарных оконечников, ни дорогих, ни дешёвых в России тогда не требовалась (как, впрочем, и сейчас) в больших количествах. Рынок же РА систем не только был в России, но и постоянно увеличивался в своих объёмах.
Но предложение товара к продаже было не меньше. Правда, как всё в России имело свои "национальные" особенности. Компании - продавцы уже в частной собственности (как крупные, так и мелкие), а основной потребитель получает деньги из госбюджета. Поэтому конкуренция на рынке РА, особенно дорогого брендового оборудования, была очень специфическая!
Частный потребитель, особенно после дефолта обладал (как теперь говорят) значительно меньшим бюджетом. Именно в этот сегмент рынка РА я начал вводить продукцию NOVIK.
Далее я значительно больше буду применять экономические термины и этому есть объяснение. Скорее интуитивно, для спасения фирмы NOVIK, я обратился к рынку РА (профессиональной аппаратуры для озвучивания). Собственный опыт работы (описанный выше) позволял легко ориентироваться не только в ассортименте оборудования, но и в людях, с ним работающих и продающих. Это то, что мне очень не хватало ранее в работе с гитарными системами.
Я, будучи еще студентом, играл на гитаре в группе, но после того, как услышал и увидел, как и играют, сначала великие, а в последствии и самые обычные американские гитаристы, не могу позволить себя взять гитару в руки на людях. Для успешной работы на любом рынке, крайне важно хорошо знать его специфику — вот с этим на рынке РА у меня проблем не было. Также оказался востребованным опыт частных продаж большого количества оборудования. Но если в работе с конкретным клиентом это было очень полезно, то для создания дилерской сети и продвижении по ней нового продукта пришлось многому учиться заново. Россия также быстро менялась, и надо было успеть в уходящий поезд.
Еще немного о технике.
Совсем быстро была разработана следующая модель оконечника 1202 (2х120 Ватт RMS, 2х240 Ватт мах).
По сути, это были собранные вместе две половинки выходных каскадов MK120, как в случае 602 это два выходных каскада МК60.
Небольшая деталь, характеризующая уровень усилителей, которые НОВИК до этого поставлял на экспорт. В 1202 был установлен серийный силовой трансформатор от МК 120 и он легко обеспечил удвоенную выходную мощность усилителя. Если для гитарных усилителей использовалось большое довольно тяжёлое шасси, без ограничения размеров (в традициях старого Marshall -законы жанра), то для этих двух моделей (602 и 1202) было разработано компактное абсолютно оригинальное шасси, которое верой и правдой служит до настоящего времени. Хочу заметить, что все разработанные ламповые усилители после возвращения в 1997 году NOVIK на российский рынок авторские, и не имеют никаких мировых аналогов, но при этом полностью соответствуют основным канонам мирового лампового усилителестроения. Я с большой ностальгией вспоминаю первые серии 602 и 1202, произведённые до 2000 года, когда экономика ещё позволяла использовать более дорогие компоненты.
Для этого усилителя были разработаны уже две модели акустических колонок на 12” и 15” динамиках и двух твиторах Motorola. Появляется второй по мощности 2х500 Ватт мобильный комплект NOVIK. И вот здесь я хочу отдельно сказать о мощности.
Существует как минимум два варианта ее оценки.
Первый — это мощность усилителя (и любого другого прибора) измеренная строго по техническим стандартам (причём разным) на приборах.
Второй — это некий скорее коммерческий, а уже потом технический параметр, который позволяет получить определенные результаты от работы комплекта (усилитель без колонок не звучит!) для озвучивания (как и в моем случае).
Потребитель же хочет получить в итоге именно результат, а не отвлечённые вольты на выходе усилителя. Сравнительные испытания выявили то, что хороший ламповый усилитель мощностью в 60W RMS "убирает" (звучит как минимум не тише любого транзисторного мощностью 150W RMS) . Этот, в определенном смысле феномен, я и использовал в своих коммерческих целях.
Также ламповый усилитель всегда требовал, как минимум удвоенной мощности динамиков (это уже стандартная мировая практика). Заявленную мной так называемую "максимальную" мощность потребитель практически никогда не оспаривал, но от специалистов, а и иногда и от конкурентов, я за эти годы выслушал очень много разного. Все годы активной продажи ламповых оконечников на рынке РА я не указывал мощность RMS, хотя для понимающих людей всегда это объяснял.
Появившиеся первые дилеры и собственная работа с рынком потребовали расширение линейки усилителей и соответственно увеличения ассортимента колонок.
Требовался усилитель мощностью 2х500 Ватт. Для решения этой задачи сначала попробовали реанимировать PS600, так как сохранилась несколько образцов. Но никакие попытки сделать из него полноценный профессиональный усилитель, соответствующий теперешнему уровню понимания, не удались. Поэтому был создан новый ламповый усилитель Е12, существенно отличавшийся от предыдущих не только по конструкции, но и по схемотехнике. Это уже был чистый двухканальный ламповый усилитель для РА мощностью 2х480 Ватт мах. (2х200 Ватт RMS). Унифицированное шасси, разработанное для этой модели, позже применялось для других модификаций, расширяющих линейку усилителей. Усилители Е202 (2х360 Ватт мах) и Е1202(2х300 Ватт мах), собранные на этой же платформе завершили модельный ряд ламповых усилителей NOVIK. Форсированный режим работы ламп 6П3СЕ, применённый для достижения 200W RMS при 6 лампах оказался вполне жизнеспособным. Наличие большего выбора усилителей позволило существенно расширить модельный ряд акустических систем.